Дискуссионная площадка №4


Герасимова 
Ирина Гавриловна
учитель химии, биологии

«Интеграция английского языка 
в предметы естественно - математического цикла: проблемы и перспективы»

В Дорожной карте развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы особое внимание уделяется английскому языку как инструменту успешной интеграции Республики Казахстан в мировое сообщество.
В плане мероприятий по реализации Дорожной карты обозначено введение с 2020 года в старших классах школ вне зависимости от языка обучения преподавания предметов естественно-математического цикла «Информатика», «Физика», «Химия» и «Биология» на английском языке, а также разработка программ дополнительного образования школьников на трех языках и программы внеклассной работы по предметам старших классов, изучаемым на английском языке.
В интеграции английского языка в естественно-научные дисциплины есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, страна нуждается в специалистах технических профессий, свободно владеющих английским языком, на котором ведется большинство передовых технологических исследований. Но, с другой стороны, в школах нет достаточного количества специалистов соответствующего уровня, способных учить детей биологии, физике, химии на английском языке.

Как можно решить данную проблему в Вашей школе?

14 комментариев:

  1. Главная проблема при переходе на английский язык обучения в казахстанских школах заключается в подготовке учителей.Учителям необходимо осваивать не только язык, но и методику преподавания своего предмета на английском. А это совсем не так просто,как задумывалось.Хорошо, что должно быть принято коллегиальное решение педагогического совета и родительского комитета, и только тогда школы будут решать, переходить им на английский язык обучения в старших классах или нет, исходя из своих возможностей, ресурсов, желаний и мотивов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с Вами. Сегодня на учителя возлагается большая ответственность - ведь он должен обладать необходимым набором знаний и компетенций, чтобы обучать современных детей.

      Удалить
  2. Учитель должен быть привычным к внедрению новшеств в свою практику. Думаю будет проще обучить учителя-предметника разговорному английскому языку для преподавания предмета на английском языке. Сложнее будет внедрить терминологию предмета на иностранном языке, необходимо готовить материально-техническую базу (словари)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И еще преодолеть языковый барьер. Особенно трудно будет нам с нашими учениками, которые изучают английский углубленно и на данном этапе владеют им лучше нас.

      Удалить
  3. Думаю, что одних только терминов на английском языке не достаточно. Ученик должен уметь думать, рассуждать, решать задачи на английском языке. От того, что он будет знать только терминологию на языке он не становится полиязычной личностью. А для его становления нужен учитель. Тут я согласна с Любовь Олеговной, что нужен учитель-предметник разговаривающий на иностранном языке, а не наоборот.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этим учителем надо нам с вами стать. И начинать с малого. Пока хотя бы с терминов.

      Удалить
  4. Еще совсем недавно мы и не предполагали с чем нам придется столкнуться в будущем. Да, разговоры шли, делался упор на английский язык, и вот уже совсем скоро нам придется обучать старшеклассников предметам ЕМН на английском языке. Плюсы внедрения английского языка несомненно есть, но значительные проблемы оттесняют эти плюсы на второй план. Первая проблема связана с подготовкой кадров. И это не только обучить предметника английскому. Ведь с чем мы сталкиваемся сегодня, только небольшой процент выпускников может вполне сносно объяснить химические или физические процессы, назвать термины, программировать и т.д. В основном это то дети, которые осознанно изучали данный предмет, т.к. он им пригодится в их будущей профессии. А остальные дети? Они считают, что им, например, информатика или химия для будущей профессии не нужна и они не прилагают особых усилий для достижения высоких результатов. А ведь теперь им придется не просто изучать этот предмет, а изучать его на иностранном языке. А это уже вторая проблема, не менее важная. Я считаю, что необходимо не только обучить предметников английскому языку, а в целом изменить систему обучения старшеклассников предметам ЕМН.
    И еще один момент. Я, как учитель английского языка и информатики (первое образование англ.язык, второе информатика), считаю, что все же легче обучить учителя английского языка предметам ЕМН, а не наоборот.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с Вами, что есть выпускники, которым тяжело дается программа ЕМН, и их довольно много. А воспринимать информацию на английском языке, при условии, что свободно на нем могут говорить единицы учащихся - двойная проблема. Думаю для ее решения необходимо работать по двум направлениям, не только обучать учителей ЕМН английскому, но и менять подход к преподаванию иностранного языка в школе. Не согласна с тем, что легче обучить учителя английского языка предмету ЕМН. Любой предмет имеет огромную теоретическую базу, тем более в контексте ЕМН. Кроме этого, так называемый "предметный английский", насыщен терминологией, которая, порой не всегда доступна для простого преподавателя английского языка. Поэтому сложности будут у всех. Другой вопрос, что мы понимаем под фразой "преподавание предметов ЕМН на английском языке"? Просто знакомство с терминологией, разговорную речь при проведении урока, или научное объяснение процессов и явлений?

      Удалить
  5. Сейчас уже многих учителей ЕМН отправили на курсы.И общаясь с ними,видно что у многих педагогов одна и та же проблема,нет озов знаний по английскому языку ,многие изучали немецкий язык и им вдвойне сложнее.В скором времени учителей английского языка будут отправлять на курсы преподавании терминологии ЕМН на английском языке и я думаю, что тоже будут очень много трудностей.Но работая сообща , я надеюсь ,учителя будут осуществлять плодотворную работу.

    ОтветитьУдалить
  6. Это серьезная тема, которая вызывает множество дискуссий. Учителя обучаются на курсах, пытаются выучить терминологию, но самой важной проблемой, по-моему, является психологический барьер.Некоторые сопротивляются в принципе, некоторые боятся выглядеть смешным перед учащимися,так как учили другой язык, кому-то просто не дается язык. Но все-таки большая часть повышают свою компетенцию и хотят расти, просто требуется время, потому что это действительно сложная задача.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с Вами, Людмила. Нужно время, чтобы перестроились люди, и учителя, и дети. Преподавание предметов ЕМ на английском языке уже ведется во многих странах, и нам отставать нельзя. Но начинать надо хотя бы с приветствия на уроке. Потом подключать и термины. Учителям предстоит много учиться и совершенствоваться.

      Удалить
  7. Тема очень актуальная. Коллега с Уральска в ноябре закончила данные курсы. Процесс обучения действительно не легкий, тем более для взрослых людей. Для того, чтобы преподавать предмет на английском языке, необходимо знать не только научную терминологию, но и хорошо владеть разговорным языком. Но язык за месяцы не выучишь. А в нашей ситуации необходимо владеть языком так, чтобы дети не "хихикали" сидя за партой, так как уровень языкознания у учащихся выше нашего. Задача перед нами и в правду стоит очень сложная и серьезная. Я считаю, что нам необходимо "взять себя в руки", поставить перед собой цель и сделать хотя бы первый шаг к изучению языка. Результат всегда зависит от желания.

    ОтветитьУдалить
  8. Мне очень непросто в данной ситуации. В школе изучала немецкий язык. На английском знаю несколько слов. Произношение ужасное. (Если оно вообще есть) Я думаю, что основа при изучении языков это большой словарный запас, а память уже далеко не та, что была раньше. Да и здоровье подводит. Очень переживаю по этому поводу.

    ОтветитьУдалить
  9. Дорогие коллеги! Спасибо всем за интересные идеи и мысли! Всем нам предстоит много работы, и изучение английского языка - наверное, одна из самых трудных задач на сегодняшний день. Желаю всем вам удачи, упорства и успехов на данном поприще!

    ОтветитьУдалить