Дискуссионная площадка №2

Елеусизова 
Гульнара Сериковна
учитель русского языка и литературы

«Формирование функциональной грамотности как основное условие интеграции учащихся в современном мире»

Каковы особенности реалий современного мира, в котором мы живём? Это огромный поток информации, несущийся на нас отовсюду. И если мы, взрослые, порой не успеваем отреагировать на неё, то, что уж говорить про наших детей? Они, как губка, впитывают её. Но вся беда в том, что эта информация не всегда приносит пользу детям. В силу своей неопытности, малого жизненного опыта, юношеского максимализма они не могут отделить, как говорится, «зёрна от плевел». Влияет на отбор информации у ребят и определённая мода на те или иные вещи. Например, многочисленные социальные сайты, вихрем ворвавшиеся в нашу жизнь. Бесконтрольное нахождение детей в социальных сетях может привести к неприятным последствиям: общение с незнакомыми людьми, вступление в группы непонятного назначения и т.д. Как же уберечь детей от того плохого, что несёт с собой современное развитие науки и техники? Один из путей, выполняющих эту задачу, - обучение критическому осмыслению информации. Ведь в школе ученики ежедневно сталкиваются с текстами разных видов и типов. Это и художественные, и научные, и публицистические тексты. Не всегда ребята могут даже различить между собой тексты, понять область их применения. А необходимость самому составить текст на заданную тему и определённого типа вызывает у многих просто невероятные трудности. Поэтому на данном этапе перед учителем встаёт важнейшая задача: как научить учащихся ориентироваться в том море информации?

Уважаемые коллеги, приглашаем вас обсудить, поделиться своими мыслями по этому очень важному вопросу.

32 комментария:

  1. Нам нужно учить детей функциональной грамотности, к сожалению наши дети не умеют работать с текстами разных жанров.Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Для этого Необходима учебная программа, которая позволит подготовить всех учащихся к успешному обучению, акцентирует на применение навыков критического мышления, креативности, общения и взаимодействия. Необходимо: переформатировать некоторые задания и задачи в учебниках, создать ситуацию в учебнике порождающую необходимость решения той или иной задачи\задания, обеспечить поиск новых средств решения, не предоставляя их в готовом виде. Чего не надо делать: добавлять в учебники новые разделы, тренировать учеников по тесту PISA. Школы работают по учебникам, который дает предметные знания, умения и навыки, нам необходим учебник, способствующий воспитанию компетентного ученика.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я согласна с тем, что, конечно, пересматривать учебники надо, но, как мне кажется, это очень длительный процесс. Нам, учителям, нужно научиться работать с теми текстами и с теми учебниками, которые у нас имеются. Существует много приёмов работы с текстом, позволяющих предоставлять детям самостоятельность в изучении материала.

      Удалить
  2. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность -это такой высокий уровень знаний, умений и навыков, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Это один из самых важных вопросов на сегодняшний день. Возможно, в условиях обновленного содержания образования он будет решен.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Функциональную грамотность составляют:
      • элементы логической грамотности;
      • умения человека понимать различного рода, касающиеся его государственные акты и следовать им;
      • соблюдение человеком норм собственной жизни и правил безопасности;
      • требования технологических процессов, в которые он вовлечен;
      • информационная и компьютерная грамотность.
      И всё это на плечах современного педагога и умение привлечь к работе детей.

      Удалить
  3. Внедрение в учебный процесс идей 7 модулей Программы позволяет реализовать задачи процесса обучения и создать условия для развития функциональной грамотности учеников новой формации, обладающих желанием действовать с целью развития собственного понимания предмета.
    Обучение ориентированное на ученика дает возможность ученику раскрыться как личности, стать полноправным участником процесса, а не пассивным слушателем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В школе ученик в первую очередь обучается через текст. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы, во-первых, организовать работу с текстом, во-вторых, самыми разнообразными методами и приёмами, чтобы эта работа детям не наскучила и не приелась.

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    3. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». Тем самым это ещё одно доказательство того, что действительно необходимо больше уделять внимания в работе с текстом и его основными видами (сплошные и несплошные

      Удалить
    4. Практика показала, что наши дети теряются при решении задач на функциональную грамотность, допускают ошибки в простых заданиях, не очень внимательно читают текст. Технология развития критического мышления, которую использую я, и мои коллеги на своих уроках дает возможность развивать функциональную грамотность. Это ключ к достижению цели.

      Удалить
  4. Я согласна с Оксаной. Но здесь многое зависит от личности учителя. Если перестроится он, перестроятся и его ученики. Нам, к сожалению, приходится работать с теми учебниками, которые мы имеем. А дети - вот они, переходят из класса в класс, выпускаются из школы сегодня, а не тогда, когда будут изданы новые учебники. Поэтому нам надо научиться работать с тем материалом, который мы имеем.

    ОтветитьУдалить
  5. Я считаю, что каждый заинтересованный в знаниях своих учеников учитель всегда может подобрать необходимый материал для урока. И я знаю, что многие так и делают. Очень жаль, что учебники перестали быть нам опорой в работе. Хотя за всех учителей я не могу сказать. Не знаю, как обстоят дела с подачей учебного материала в других предметах.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хочу ответить Анастасии, что на уроках литературы главным для нас является текст художественной литературы. Ну а здесь, как известно, можно применить столько приёмов и методов! Но главным остаётся, несомненно, знание и понимание текста ребёнком. Сложнее с русским языком: тексты упражнений, особенно в старших классах, очень сложные и объёмные, порой одно упражнение не успеваем разобрать за урок. В этом я тоже вижу недостатки нынешних учебников.

      Удалить
  6. Уважаемые коллеги! Полностью согласна с вышесказанным. Задача современной системы образования - не столько научить ученика читать, писать и считать, сколько сформировать у него универсальные учебные действия, которые отвечают за его способность к саморазвитию, осуществляемому путем сознательного присвоения нового для него социального опыта, иными словами, сформировать «умение учиться». Важными направлениями работы по повышению качества образования являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям, удовлетворение потребности учащихся в получении образования, обеспечивающего успех в быстроменяющемся мире, формирование интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан в общеобразовательных школах

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с Любовью. Наши дети, конечно, имеют доступ в интернет через всевозможные источники: компьютеры, телефоны, планшеты. Главное - научить их черпать нужную, полезную для них информацию.

      Удалить
    2. Научатся читать, заинтересуются, смогут размышлять над прочитанным и будут с детства функционально развитыми. А наша задача поддержать и найти те самые способы находить главное, а самое тяжёлое привлечь к чтению.

      Удалить
  7. Действительно, современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в нашем современном мире. Наши учащиеся должны быть готовы к тому, что в будущем они будут работать на самом передовом оборудовании в самом современном производстве. Наша задача - адаптировать ребят к реалиям современной жизни через развитие функциональной грамотности. Именно она станет фактором, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, научить учащихся "просеивать" огромный объём доступной им информации - главная задача современного учителя.

      Удалить
  8. В процессе формирования у учащихся функциональной грамотности актуальны ЗУН. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т. е. в функциональную грамотность.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Совершенно верно, Роза. Совместить требования ЗУНов и современную реальность - дело очень непростое.

      Удалить
    2. развитие функциональной грамотности безусловно важны, но к сожалению у нас ещё не рассмотрены ступени и условия перехода на новый формат(большое количество учащихся в классе)

      Удалить
  9. Мы не сбрасываем со счетов ЗУН,так как никто не отменял экзамены, ЕНТ,ВОУД. Более того,УМЦ планирует ежемесячное независимое диагностирование ЗУН.

    ОтветитьУдалить
  10. Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания и др.)Только через чтение ученик приобретает способность заниматься своим обучением самостоятельно (академическая мобильность), строить конструктивные взаимоотношения с людьми, сотрудничать и работать в группе.
    Наш блог создан для обмена опытом всех, кто интересуется данным вопросом http://bukinainna.jimdo.com/.

    ОтветитьУдалить
  11. Развитие функциональной грамотности является необходимым фактором на сегодняшний день. Я считаю, что качества личности помогающие участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации должны развиваться на каждом уроке. Развить коммуникативные компетенции у учащихся помогает групповая форма работы, выбор спикера, который несет ответственность за всю группу. Также формативное оценивание помогает учащимся видеть на какой ступени он находится в данный момент, планировать свои действия для достижения результатов.

    ОтветитьУдалить
  12. Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Уровень овладения читательской грамотностью является одной из важных характеристик современного ученика. Если систематически и целенаправленно использовать методические приемы в работе над развитием чтения, то это будет способствовать формированию читательской самостоятельности школьников.

    ОтветитьУдалить
  13. На данный момент я полностью осознаю потребности современного учителя во внедрении новых подходов в обучении, когда знания учащимся не подают готовыми на блюдечке, а развитие мышления происходит во взаимодействии с уже имеющимися знаниями или со знаниями, которые получены в активном взаимодействии с учителем и сверстниками. Это способствует более глубокому пониманию, а также учит применять знания вне класса. Обучение – это многогранный, сложный процесс познания, и направляющая роль учителя в этой сложной деятельности и обеспечивает развитие умственных и творческих способностей учащегося.

    ОтветитьУдалить
  14. Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человек.Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

    ОтветитьУдалить
  15. К большому сожалению, за долгие годы "натаскивания" наших учеников на решение тестовых заданий выработало в детях навык неосмысленного запоминания правильных ответов на вопросы. Теперь же, на то, чтобы научить их осмысливать изучаемый материал и применять полученную информацию в совершенно разных ситуациях потребуется немало сил и времени. Перегруженность учебной программы мало в этом поможет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с Вами, Ирина. Очень часто наши ученики не могут аргументировать, почему выбрали данный ответ в тестовом вопросе. Просто запомнили верный вариант, а если поставить вопрос немножко по -другому, то заходят в тупик.

      Удалить
  16. Здравствуйте коллеги! Мое мнение, чтобы научить наших учеников функциональной грамотности надо чтобы в учебниках были соответствующие задания.

    ОтветитьУдалить
  17. Да, Мактагуль,согласна. И не только задания, а само изложение учебного материала, написанного научными терминами в 5 классе, оставляет желать лучшего. Где же учет возрастных особенностей?

    ОтветитьУдалить
  18. Поднятую проблему: «Как научить учащихся ориентироваться в том море информации?» помогает решить использование ТРКМ ориентированое на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют, а так же у ребят возникает потребность в поиске дополнительной информации, так как бывает, что не все вопросы охвачены на уроке. Эти вопросы и остаются в качестве домашнего задания, которое принимает форму увлекательной работы с информацией.

    ОтветитьУдалить
  19. Уважаемые коллеги! Я хочу пожелать вам успехов на пути формирования функциональной грамотности. Спасибо всем вам за активное участие в дискуссии. Удач и творчества вам на этом нелёгком пути.

    ОтветитьУдалить